МАОУ "СОШ № 1"
г. Сыктывкар, Республика Коми
  • Особенности адаптации учащихся 10-х классов

    Особенности адаптации учащихся 10-х классов.

    Для современного 10 класса важной психологической проблемой становится социально-психологическая адаптация к новому коллективу. Сегодня редко кто продолжает обучение в 10 классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в новую школу, кто-то в лицей, а кто-то в параллельный класс своей школы. Кто-то остается в своем классе, но сюда приходят новые ученики. Другими словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим. Это означает, что 10-класснику нужно строить отношения с новыми людьми, и это создает стресс. К тому же, ученик может потерять свой статус в новом коллективе: отличник на фоне новых учащихся может превратиться в "среднячка", а твердый четвёрочник - скатиться в "слабые" ученики. Отсюда - снижение самооценки, повышенная тревожность.

    Другая трудность обусловлена возрастными психологическими особенностями учащихся 10-х классов. На первый план выходит развитие личности, увеличивается потребность в общении, но учебные нагрузки довольно высокие. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое "Я", понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа "Я" как собственными глазами, так и глазами других. В этот же период у старшеклассников возрастает интерес к противоположному полу. Многие старшеклассники впервые переживают влюбленность, романтические отношения, расставания.

    Ещё одна нередко встречающаяся в 10-м классе проблема - установка на "продления моратория". После напряженного 9 класса с его заботами и в преддверии периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки "расслабляются". Они как бы впадают в беззаботное детство: снижается интерес к учёбе, учебная мотивация; повышается интерес к спорту, досугу и всему, что не связано с учебой и работой.

    Также перед старшеклассником стоит важная задача: выбор своего жизненного пути. Необходимо определиться с направлением дальнейшего образования, делать уклон на определенные профильные дисциплины, развивать профессионально важные качества. Нередко учащимся 10-х классов трудно самоопределиться, и на это есть несколько причин. Одна из них - недостаток знаний о себе, своих личностных качествах, своих ценностях, профессиональных интересах и т.д. Другая причина - неготовность взять на себя ответственность за выбор будущего образовательного пути, инфантильность. Еще одна причина - страх перед будущим, неуверенность, заниженная самооценка, и как следствие, избегание принятия важных решений по поводу своего будущего.

    Таким образом, период адаптации 10-классников может характеризоваться низкой организованностью, учебной рассеянностью, недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, снижением самооценки, повышенной тревожностью.

    Выделяют три стадии адаптации:

    1. "Ориентировочная": на весь комплекс новых воздействий организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта «физиологическая буря» длится около 2-3 недель. Ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит всё, что у него есть, а иногда и «берет в долг».
    2. "Неустойчивое приспособление» (4-6 недель). Организм ищет и находит наиболее оптимальные варианты реакций на новые воздействия. "Буря" начинает затихать, трата энергоресурсов снижается.
    3. "Устойчивое приспособление" – организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Стадия длится приблизительно 5-6 недель, по окончании ее формируются относительно устойчивые формы реагирования на изменившиеся условия обучения в старшей школе.

    Рекомендации для родителей 10-классников:

    1. Отнеситесь с пониманием к важной потребности ребенка наладить отношения с одноклассниками, не обесцениваете ее, выставляя успехи в учебе на первый план.
    2. Помогите ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха; это поможет избежать переутомления, неорганизованности и недисциплинированности.
    3. Помогите ребёнку принять новый статус "ученик-старшеклассник" и понять требования учителей.
    4. Будьте готовы к тому, чтобы вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, чтобы как можно раньше заметить и помочь справиться с трудностями в учёбе. Пусть Ваш ребенок знает, что вы с ним в одной команде.
    5. Терпимо и безревностно относитесь к встречам ребенка с друзьями, особенно противоположного пола. Познакомьте его с миром юношей и миром девушек, помогите пережить разочарования, связанные с романтическими отношениями, если такие возникнут. Не обесценивайте чувства и переживания Вашего ребенка, будьте рядом. Избегайте фраз типа: "То ли еще будет", "Разве это проблема" и т.д.
    6. Помогите ребенку углубить знания в тех предметах, к которым он испытывает интерес. В условиях общей дифференциации предметов в старших классах на "полезные" и "ненужные" лучше адаптируются те учащиеся, чей профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями.
    7. Не требуйте полной откровенности от ребенка, он имеет право на свои секреты. При сложности в живом общении попробуйте пообщаться с ним через социальные сети. Не используйте полученную информацию и секреты ребенка ему во вред, особенно во время конфликтов.
    8. Сохраняйте чувство юмора и позитивный настрой в общении со старшеклассником.

    Педагог-психолог МАОУ "СОШ № 1" Вишератина Анастасия Сергеевна

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie