МАОУ "СОШ № 1"
г. Сыктывкар, Республика Коми
  • Для родителей 5-классников по адаптации

    Для родителей 5-классников по адаптации.

    Переход в 5-й класс – важный и НЕпростой период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба.
    У многих детей в этот период повышается тревожность.
    Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в основное звено школы - главная задача адаптационного периода пятиклассников.
    Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
    И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования).

    Ситуация новизны является для любого человека в определённой степени тревожной. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
    Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости, настороженности.
    Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идёт. Вопрос только в том, сколько времени уйдёт у ребёнка на него и насколько этот процесс будет эффективен.
    Поэтому смысл адаптационного периода состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

    Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определёнными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.
    Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста?
    В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия.
    ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
    Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.

    Ребёнок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны.

    Для ребёнка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному. Важной задачей для ребёнка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему могут помочь родители.
    Ребёнок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учёбой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же самоуважение не будет сохранено, он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем.

    Признаки успешной адаптации:
    - удовлетворённость ребёнка процессом обучения;
    - ребёнок легко справляется с программой;
    - степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
    - удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
    Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?
    1. Различия требований разных педагогов.
    2. Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
    3.

    У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества. Другие, наоборот: «шалеют» от внезапной свободы: бегают, задирают старшеклассников.
    4.Отсюда повышенная зависимость детей от взрослых, прилипчивость к классному руководителю, капризы, посещение первого класса, где работает первая учительница.
    5. Снижается успеваемость, так как этот возраст связан с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «я» в социальном плане, дети осваивают действительность за порогом класса и школы.

    Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребёнка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.

    Задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
    Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребёнку.

    Какие "плюсы" несёт в себе переход из начальной школы в среднюю? Что даёт в психологическом плане это развитию личности ребёнка?

    Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать своё поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.
    В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребёнок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да ещё и как! Но – действительно, не учёба.
    Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребёнка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребёнок? Почему?
    Конечно, обязательно надо контролировать ребёнка, особенно в первые два месяца обучения в средней школе. Но всё же, ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учёбе. Если у ребёнка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

    Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

    Признаки дезадаптации:
    - усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;
    - нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
    - стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
    - нежелания выполнять домашние задания.
    - негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
    - жалобы на те или иные события, связанные со школой.
    - беспокойный сон. - трудности утреннего пробуждения, вялость.
    - постоянные жалобы на плохое самочувствие.
    Чем можно помочь?
    Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
    Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несёт ответственность.
    Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
    Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
    Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
    Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.
    Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
    Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.
    Поддерживать можно посредством: отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово). высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идёт хорошо» и т.д.). прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.), совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.). выражение лица (улыбка, кивок, смех).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie